Добро пожаловать!
Методическая страничка
Мальцева Татьяна Александровна,
воспитатель ГПД.
* *
Декоративно - прикладное направление.
Тема: "Волшебный крестик"
Цель:
Способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и
духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного
искусства.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих
практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель,
ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, ковры, вышивка, украшения, игрушки и другие предметы, а также
орнаментальные росписи и скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика,
витражи и т. п.). В декоративно-прикладном искусстве используются разнообразные материалы. К ним, в частности,
относятся дерево, кость, металл, стекло, ткани, а в последнее время стали применяться и различные виды пластмассы.
Предметы декоративно-прикладного искусства делятся на две относительно самостоятельные группы без
строго очерченных границ между ними
К первой группе относятся такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало
здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета
Предметы преимущественно декоративного назначения, относящиеся ко второй группе, допускают
гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств
К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен,
плафон, декоративные статуи, которые тесно увязаны с архитектурной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельные
художественные произведения
Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены
техническими и художественными возможностями материала
Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного
творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью
профессиональных художников и народных мастеров, с начала XX-века также с художественным конструированием.
Вышивка - древний и широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫШИВКИ
С незапамятных времен одним из самых почитаемых в народе видов искусства является вышивание.
История возникновения его идет с момента появления первого стежка, изначальная функция которого имела сугубо
практическое предназначение. Как известно, женщина в любой ситуации остается женщиной. Не были исключением и
наши первобытные предшественницы. Несчастные красавицы были вынуждены закутывать свои обнаженные тела в то,
что удалось добыть избранникам. Причем не всем доставались яркие наряды из леопардов или антилоп, некоторым
приходилось довольствоваться довольно-таки невзрачными шкурами мамонтов. Ничего удивительного нет в том,
что женщины уже в то время не хотели довольствоваться примитивными моделями одежды, которые получались из
шкур животных, убитых на охоте их мужьями. Вот тогда впервые им в голову пришла мысль об усовершенствовании одежды.
Сначала изобретательницы стали скреплять отдельные куски, составляя модели по своему вкусу. А несколько позднее
начали применять стежки для отделки и украшения своих нарядов. С течением времени искусство украшения материалов
с помощью иглы и нитей развивалось и совершенствовалось. На сегодняшний день под вышивкой понимается украшение тканей
и готовых изделий орнаментом или сюжетными рисунками. При этом выполняться вышивка может как ручным,
так и машинным способом. Для разных этапов развития вышивального искусства характерно применение различных материалов,
используемых как для основы вышивки, так и для нанесения рисунка. Наиболее привычными для современных вышивальщиц
являются шелковые, льняные или хлопковые нити разных цветов, а в прежние века наравне с нитями широко использовались
бисер, волос, монеты, ракушки и даже драгоценные камни. Орудия вышивки также менялись в соответствии с уровнем развития
цивилизации. Переход от каменного шила, которым первобытная мастерица прокладывала узор по одежде из шкур животных,
к костяной, а затем бронзовой, стальной и позолоченной игле позволил не только облегчить процесс вышивания,
но и усовершенствовать его приемы. А кроме того, это привело к возникновению новых возможностей, расширению границ
используемых орнаментов и композиций, предназначенных для вышивания. Главными мотивами вышивки во все времена
оставались природа, быт и труд человека. В работах вышивальщиц находят свое отражение национальное своеобразие,
художественные пристрастия и представления об окружающем мире. Дошедшее до настоящего времени историческое наследие
является неисчерпаемым источником для изучения жизни наших предков.
Вышивки не только помогают современникам окунуться в атмосферу прошлого, но и осознать особенности
каждого народа, понять его обычаи, узнать о нравственных ценностях и мировоззрении. С момента возникновения вышивка
заняла свое почетное место среди других видов рукоделия. Ее элементы с глубокой древности и по сей день присутствуют
в украшении одежды, отделке предметов быта и убранстве жилища. Несмотря на то что история вышивального искусства
насчитывает десятки веков, оно не утратило своей актуальности. Время не только не состарило его, но и сделало
настоящей ценностью наряду с живописью, скульптурой и музыкой. К великому сожалению, работы первобытных мастериц,
украшавших свою одежду при свете костра сидя на каменном полу пещеры, не сохранились до наших дней. Самые древние
вышивки, обнаруженные учеными на территории Древнего Китая, датируются VI-V веками до н. э. Выполнены они на шелковой
ткани серебряными и золотыми нитями, волосом и шелком-сырцом. Как показали исследования, вышивальное искусство именно
этой страны оказало огромное влияние на развитие рукоделия России, Японии и других государств.
ВЫШИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА РУСИ
Русская вышивка имеет очень глубокие корни. На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве
владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. В этом нет ничего удивительного: русская природа,
поражающая своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием, — вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить
в России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов — бескрайних степей, непроходимых лесов,
бурных рек и завораживающих, пугающих болот. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило
распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи
и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия
нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. В стремлении защитить себя и своих близких от бед и напастей
мастерицы вооружались иглами и превращали обычную материю в художественное произведение, достойное восхищения.
В ходе археологических исследований на территории расположения государства Древней Руси были обнаружены вышитые полотна,
создание которых датируется IХ-ХII веками. Это указывает, что уже в то время русское вышивальное искусство не только
существовало, но и находилось на высоком уровне развития. Во времена господства язычества русичи, как правило, украшали
полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта. Также широко была распространена отделка вышивкой одежды.
Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы, сарафаны и рубахи. Особое место в то время отводилось символической
вышивке: вещи, используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьем. Только самым искусным
мастерицам доверялось вышивание полотенец для убранства капищ, предметов, предназначенных для украшения священных деревьев,
могильных крестов, нарядов невесты и жениха. Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей и изображения животных. С приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль при этом отводилась вышивке крестом. Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. В качестве необходимого атрибута на всех значимых праздниках выступали украшенные вышивкой предметы. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам, рождению ребенка и т. д. Обыденные, то есть «об один день сделанные», изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку несколько мастериц выполняли сообща. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представал оберег,
способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы. В своих работах
вышивальщицы использовали разнообразные мотивы, которые зачастую несли в себе скрытый смысл. При этом каждый элемент
узора обозначал особый символ. Например, пожелания добра и благополучия в
семейных отношениях скрывались в изображении крючковатого креста, а небесное светило символизировали разнообразные круги
и ромбы, вписанные вышивальщицами в орнамент. Достаточно часто в работах русских мастериц можно встретить образы
мифических животных, райских птиц, священных деревьев и фигуры людей.
Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой
ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке
серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Вышивка служила для убранства храмов и церквей,
а также использовалась в качестве украшения элементов одежды высокопоставленной знати (бояр, членов царской семьи)
и церковнослужителей. До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое
было вышито одной из самых искусных мастериц своего времени дочерью царя Бориса Годунова. Ксения вышила покрывало
в 1601 году. Материалом для работы послужили нити из серебра и золота, бархат, а также драгоценные камни.
Сюжет вышивки — коленопреклонение святых мужей Никона и Сергия Радонежского Пресвятой Деве Марии, Иисусу Христу
и Иоанну Предтече. До XVIII века весьма популярны были вышивальные мастерские, которые царицы и княгини устраивали
при своих светлицах. При этом хозяйки мастерских, принадлежавшие к высшим слоям общества, не только руководили работой,
но и принимали в ней самое активное участие. Так, работы княгини Марии, основавшей мастерскую при дворе князей Луговских
в Ростове, высоко ценились современниками за высокохудожественное исполнение, разнообразие сюжетов и великолепие
используемых материалов, Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале XVIII века
вышивка стала привычным занятием крестьянских девушек. Конечно, материалы для работы ими использовались более дешевые,
но это ни в коей мере не уменьшало художественную ценность готовых изделий. Настоящие шедевры вышивального искусства
были созданы именно простыми девушками, которые добивались красоты вышитых полотен за счет высокой техники выполнения
стежков, умелого подбора оттенков цветов и оригинальности узора. Приданое к будущей свадьбе крестьянские девочки начинали
готовить с семи-восьмилетнего возраста. В приданое входили будничная и праздничная одежда, скатерти, полотенца и подзоры
Причем по количеству подготовленных вещей должно было хватить на несколько лет семейной жизни.
После помолвки, за день-два до даты свадьбы, при всем честном народе устраивался просмотр изделий, подготовленных
невестой в качестве приданого. Качество и количество вышитых вещей позволяло односельчанам и родственникам жениха
по достоинству оценить трудолюбие и аккуратность девушки. Богатое наследие вышивального искусства можно разделить на
две основные группы: вышивки северных областей и вышивки среднерусской полосы. Причиной подобного деления служат
такие характеристики работ, как особенности техники выполнения, различие символов, составляющих узоры, цветовая гамма.
Мастера северной школы вышивания чаще всего используют белую ткань для основы и красные нити для выполнения стежков
(или наоборот). Для вышивок представителей школы среднерусской полосы более привычно цветовое разнообразие, причем
это касается как тканей основы, так и используемых нитей
Кроме того, вышивальщицы среднерусской полосы зачастую применяют цветные ткани в качестве элемента
узора. Геометрический орнамент, в котором узоры зеркально отображают друг друга, широко применяется в обеих школах
вышивания. Самые распространенные мотивы орнаментов — женские фигуры, земноводные и рептилии (змеи и лягушки),
птицы (петухи, павлины и т. д.), разнообразные деревья и цветы.
При работах вышивальщицы используют различные виды швов: счетную гладь, козлик, косичку, набор,
крест и мережку. Местом расположения вышивок на одежде служат, как правило, соединительные швы, воротники,
подолы, края рукавов и разрезов. По мнению исследователей, русская вышивка была подвержена сильному влиянию
рукоделия Византии, что становится очевидным при детальном рассмотрении работ некоторых мастериц. Явное смешение
стилей придает предметам русского вышивального искусства особую оригинальность, самобытность и неповторимость.
* почта сайта *
В начало страницы
для просмотра необходимых разделов обратитесь в меню навигации
"разделы сайта"(см. вверху слева).
|